Согласно указанным выше источникам, село в его нынешнем названии и географическом месторасположении утвердилось приблизительно в XIII веке на месте городища, уничтоженного в это же время. С большой долей вероятности есть основания полагать, что это городище и есть небезызвестный город Шандан.
Ни документальные источники, ни предания не указывают названия городища, однако, есть, основанный на «Тарих ал-Баб», исторический факт о том, что в VIII-XII веках в верховьях реки Артозен «по соседству Хамрина, там пересекаются пути из Зирихгерана в Хамрин, из Хамрина в Табасаран» расположен город-государство Шандан. «В Шандан входят села Дибгаши, Чишили, Ираки, и к тому же Шандан – сосед Хазарии».
Примечательно то, что Калкни не упоминается в указанном источнике, нет упоминания о Калкни и в других исторических документах вплоть до XIII века, при том, что Калкни являлся главным селом Майра и значительно древнее сел Дибгаши и Чишили (название последнего означает новое село), о чем бесспорно свидетельствуют обнаруженные в 1971 году в западной части села 4 каменные гробницы. Обнаруженная в них богатая коллекция оружия (33 фрагментов мечей и кинжалов, железный и бронзовый шлемы, кольчуги), украшения и керамика датируется III-V веками н. э. Наибольший интерес из обнаруженных в могильниках предметов представляет железный шлем, ранее не встречавшийся на территории бывшего Советского Союза. По форме шлем наиболее близок к шлему, обнаруженному в Нидерштотцинген (Германия), датируемый VI-VII веками н. э.
О справедливости данной гипотезы свидетельствуют и следующие исторические факты и события.
Так, в жизнеописании дербентского эмира Махаммед ибн Хашима приведен следующий исторический факт: «через два года после прихода к власти совершил в 886 году газийский поход на Шандан: захватил села Дибгаши и Чишили - села между Шанданом и ал-Карахом».
Мухаммед ибн Хашим в 909 году предпринял новый поход на Шандан. Результат его был плачевным: "... когда они дошли до ворот Шандана, произошло сражение, окончившееся неблагоприятно для мусульман. Али ибн Хайсам и эмир ал-Баба были взяты в плен вместе с 10 тыс. мусульман. Неверные поделили мусульман между людьми Шандана, Серира и хазарами. Те, кто попал в руки серирцев, через три месяца были отпущены без выкупа. Али ибн Хайсам и эмир ал-Баба были также освобождены и отправлены в их страны: но те, кто были пленниками хазар и шанданцев, были проданы, и спаслись лишь очень немногие. Среди племен неверных в пограничной области ал-Баба злейшим врагом мусульман был народ Шандана" (из "Та¬рих ал-Баб").
В 938 году другой эмир Абд ал-Малик начинает новые газийские набеги, поставив задачу, с которой не спра¬вился в 909 году его брат-неудачник: его военачальник Абу-л-Фаварис внезапным ночным ударом на село Ираги наносит поражение шанданцам, истребляет их знать и захватывает Дибгаши.
Закрепившись в Шандане, военачальники Дербентского эмирата не могли не обратить внимания на лежащее выше, к западу, небольшое плоскогорье, господствующее над верховьями речных долин Артузеня и Буама (Уллучая) селение Уркарах ("Улкарах" — ал-Карах). Такое расположение предопределяло широкие связи этой небольшой земли".
А выдающийся востоковед Минорский В. Ф., объясняя столь пристальное внимание в древности к Шандан, пишет о его стратегическом месторасположении: «в небольшой долине, орошаемой верховьем реки Артозен (Башлычай), на дороге из Уркараха в Маджалис».
И опять ни одной строчки о Калкни.
Однако с XII века в вышеуказанных источниках уже не упоминается Шандан, и появляются упоминания о Калкни. Так, согласно профессору Магомедову М. Р., авторитетному мнению которого по истории Дагестан и Даргинии вряд ли кто-либо сможет возразить, «основателями Маджалиса (ХIII-ХIV веках) были трое братьев — выходцев из Калкни — главного села Муйре. От них пошли три старейших тухума. Вскоре рядом поселились выходцы из села Киша, затем из Каякента, Ахмедкента и Башлыкента. Каждая группа селилась особо, но их соседство и близость то и дело заставляли их обсуждать общие нужды. Эти частые совещания и определили общее название — Маджалис». Случайно ли это?
Надо полагать с полной уверенностью, что это – еще одно доказательство того, что Шандан и Калкни одно и тоже поселение.